ГоловнаБлогиБлог Альберта Фельдмана

Пенсионная политика, как результат экономической

В перспективе через 30 лет на каждого неработающего украинца, в лучшем случае, будет приходиться по полтора-два трудящихся. Таков неутешительный прогноз Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины. Согласно исследований ученых, к 2050 году население Украины уменьшится на 5,5 миллионов человек. Как следствие - количество работоспособных граждан значительно сократиться, а вот 60-летних и старше станет на 2,6 млн больше. Таким образом, доля пенсионеров в обществе вырастет до 33%.

Фото: Lb.ua

Прямо скажем, даже при нынешнем соотношении работающих и неработающих в Украине, размер выплат по возрасту и громадный дефицит Пенсионного фонда выглядят близкими к социальной катастрофе. Кроме того, не стоит забывать, что из-за громадной зарегулированности украинской экономики, так и не выбравшейся из феодального прошлого, громадная ее часть находится в тени. Значительная часть граждан не платят налоги ни в пенсионный, ни в какие другие фонды. Что, естественно, увеличивает нагрузку на бюджетников, поступления от выплат которых, никак не могут перекрыть брешь в пенсионной системе Украины. Что будет, когда эта цифра снизится вдвое из-за уменьшения трудоспособного населения, спрогнозировать несложно. Складывается впечатление, что о перспективах социальной политики думают и говорят исключительно эксперты, причем правительство не слишком торопится прислушиваться к их мнению.Скажем, до сих пор не существует перспективного плана действий по вопросам старения. Мы прекрасно понимаем, что подобные разработки, принятые на государственном уровне – не более, чем декларации о намерениях, которые далеко не всегда выполняются. Они хотя бы создают иллюзию, что кто-то вообще задумывается над проблемой старения и вымирания. Но в целом, можно смело утверждать: правительство и народные избранники не имеют ни малейшего понятия о том, в какую сторону двигаться и к чему прикладывать усилия. А поработать, собственно, есть над чем.

В прошлом году по данным ООН в Украине из, так называемой, группы «бедности» в группу «голода» перешли полтора миллиона человек. С начала 2016-го население страны уже уменьшилось на 109 тысяч человек. А в целом за 25 лет государство лишилось 10 млн. своих граждан.

Беспокоит и другая цифра: отток капитала из Украины, согласно только официальным данным Государственной службы статистики, за прошлый год составил более 6 миллиардов долларов.

Но наибольшую тревогу вызывает то, что в 21 веке одно из самых больших и богатых природными ресурсами государств в центре Европы, продолжает все глубже погружаться в бездну сырьевой экономики. Казалось бы, причем тут старение и пенсии – ВВП хоть и немного, но растет, валюта в казну поступает. Однако это лишь иллюзия: сырьевая экономика не способна обеспечить даже базовые социальные потребности современного государства и его граждан. Да, она дает возможность «поддерживать штаны» и «латать дыры» в бюджете, перекидывая средства из одной статьи в другую. Но обеспечить качественное увеличение доходов или ВВП и уж тем более экономику развития, о чем так любят повторять украинские политики, такая политика не способна. В силу того, что безнадежно устарела и что экономика «готовой продукции» или, так называемая, экономика добавленной стоимости более эффективна.

Можно сколько угодно гордиться тем, что страна выращивает огромное количество сельскохозяйственной продукции, существенная часть которой идет на экспорт. Но по факту – в основном мы производим сырье, на котором более успешные страны и экономики зарабатывают гораздо больше. Простой пример: тонна пшеницы всегда, повторяю, всегда, стоит дешевле, нежели тонна изготовленных из нее, например, макарон. В принципе, та же ситуация и с остальными отраслями экономики – мы продаем металл, из которого потом другие делают готовые конструкции. Экспортируем сырье, из которого впоследствии делают солнечные батареи и продают на мировом рынке во много раз дороже. В том числе, и нам, в Украину. Даже наша IT отрасль, развивающаяся довольно динамично и являющаяся наиболее востребованной по мировым масштабам, продуцирует продукт с высочайшей добавленной стоимостью, не от лица отечественных компаний, а фактически «под крышей» западных конкурентов.

Возвращаясь к теме, с которой мы начали, можно сделать вывод – если сырьевая полуфеодальная экономика Украины не справляется с проблемой наполнения Пенсионного фонда, а соответственно, с обеспечением достойных выплат уже сейчас, то стоит серьезно задуматься, как будет выглядеть Пенсионный фонд и его дефицит в перспективе хотя бы ближайших десяти лет. И проблема эта, очевидно, не замыкается исключительно на столь широко разрекламированной пенсионной реформе. Без смены подхода к формированию и выстраиванию экономической модели и экономической политики, без масштабной дерегуляции и инвестиций в перспективные отрасли экономики, никакой пенсионной реформой проблемы не решить.

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram