В удивительное время мы живём

Самый важный вопрос, самую удивительную реликвию могут неожиданно увязать в одну манипулятивную провокацию или провокационную манипуляцию (выбирайте сами) ...

Так, известная киевская правозащитница и градохранительница Елена Эскина неожиданно предлагает изменить название известной всему миру легендарной работе Михаила Врубеля "Девочка на фоне персидского ковра". В связи почему-то с проблемой Крыма, она предлагает "вернуть" работе якобы исконное название - "Девочка-татарка". Тут все с ног на голову. Как в старинной присказке - "в огороде бузина, а в Киеве дядька"... но отмахнуться просто так и усмехнувшись, забыть эти "инициативы", просто невозможно.

Я с большим уважением отношусь к гражданской позиции Елены Эскиной. Однако смолчать не могу.

Все, что нам сообщила уважаемая правозащитница, не имеет никакой исторической основы и не более, чем манипуляция.

С легкостью готов это доказать...

Обсуждаемая блестящая работа М. Врубеля изучена вдоль и поперёк. До последнего мазка и сучка подрамника. Известна и история её создания, вплоть до малейших деталей, которые, кстати, и повлияли на сюжет и колористику работу.

Не могу себе отказать в удовольствии пересказать эту историю.

В 1886 году знаменитую работу купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг. Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича (или Дохновича), находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах. У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскошных закладов ломбарда. Врубель, конечно, рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Но у иудеев в те времена не приветствовались столь детально прописанные образы человека. Все очень патриархально - "Не сотвори себе кумира". Вероятно, поэтому Георгий Маркович Дахнович отказался покупать картину.

И тогда портрет Мани Дахнович под названием «Девочка на фоне персидского ковра» вместо "Восточной сказки" согласился приобрести Иван Николаевич Терещенко.

Название работы, как было принято в те времена было нанесено на специальный ярлык и повторено на табличке, прикреплённой к раме. Затем в какой-то момент название на табличке было изменено. Ну, видимо кому-то не хотелось, чтобы хоть кто-то помнил о Марии Георгиевне Дахнович, дочери киевского ростовщика.

Так, в некоторых каталогах появилось пресловутое "Девочка-татарка". Очень странное и поверхностное название для М. Врубеля. Хотя говорят, что это просто ошибка одного из хранителей коллекции, который готовил представленный нашему вниманию каталог картин Ивана Николаевича. Сам же г-н Терещенко к этому времени уже скончался от туберкулеза в Каннах, так и не приехав в Киев ...

Что же касается наследия клана Терещенко и его использования в современной конъюнктуре, очень бы хотелось посоветовать г-же Терещенко-Эскиной, направить Её неуёмную энергию на сохранение памяти другого проекта Ивана Николаевича Терещенко. Я имею ввиду руины усадьбы Мурашко, где когда-то была рисовальная Школа знаменитого глуховского гения живописи. Именно это уникальное учебное заведение было на протяжении 25 лет главной заботой мецената Терещенко. И её восстановление было бы истинным, а не мнимым увековечением памяти меценатов Терещенко.

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram